Рейтинг@Mail.ru

Лингвистика / Русский язык

Работы: Учебный год: Сортировка:

  • Исследование слова

    Ежегодно в программу по русскому языку включается тема "Лексика". В этом году я предложила ребятам новый для них вид работы – исследование. Цель: научить работать со словарями. Учащиеся выбирали для исследования определенные слова, исследовали их с точки зрения лексического значения, этимологии, словообразования, фразеологии; приводили примеры их использования в устном народном творчестве, в названиях книг, фильмов, изобразительном искусстве.

  • Исследование слова "мама"

    Работа разъясняет происхождение слова "мама", его лексическое значение. Показано, как используется слово "мама" в устном народном творчестве. Работа сопровождается презентацией.

  • Исследовательская работа "Вежливость спасёт Мир"

    Данная работа раскрывает следующие направления: происхождение понятия "вежливость"; изучение происхождения вежливых слов; рассматриваются слова приветствия и приветствия разных стран; рассматриваются слова благодарности.

  • Истинное значение русских слов

    Работа представляет собой исследование вопросов истории происхождения русских слов, лексического значения и способов их образования.

  • История "тёмных" слов в современном русском языке

    Под «тёмными» словами в этимологии понимают слова, в которых носителям языка непонятны связь формы и значения. В науке данное явление называется деэтимологизацией. По мнению известного филолога Ж.Варбот, деэтимологизация – следствие исторических изменений формы и значения слов, а также лексической и грамматической систем языка. Данное исследование посвящено частичному восстановлению этимологического гнезда с корнем -дух-, описанию деэтимологизированных лексем.

  • История алфавита русского языка

    " Русский алфавит кажется   таким простым и понятным, но…"

    В работе уделяется внимание не только количественным изменениям в составе русского алфавита, но дается сопоставление алфавита Кирилла и Мефодия и современного, с точки зрения смыслового содержания.

  • История возникновения имен

    Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Нам захотелось узнать: когда и как возникли имена;
    откуда они пришли в наш язык; что обозначают наши имена. Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории имён.

  • История возникновения русских фамилий

    В работе рассматривается история происхождения русских фамилий и, в частности, история фамилий Ларионова, Гаркуша, Потанина.

  • История имени родного поселения

    Село Панино – одно из старейших сел Нижегородской земли, основано в XIV веке. В село Панино я езжу с родителями каждый год. Там похоронены мои прабабушка и прадедушка. В этом селе я узнал много нового и познакомился с настоятелем сельской церкви отцом Павлом. Побывал в панинской школе и краеведческом музее имени И.Рогова, познакомился с местными жителями. Я узнал много интересных слов и разных названий, услышал много рассказов о селе. В работе собран материал по истории села Панино, составлена топонимическая карта села.

  • История моей семьи как частичка истории моего края

    Древо Жизни

    Семейный альбом с фотографиями дал автору тему для исследования. В работе представлено генеалогическое древо семьи Путинцевых и героическая страница жизни дедушки по материнской линии.

  • История письма

    Шумерская клинопись

    Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. В работе рассказано о возникновении речи, о том, где находится родина письма; что такое пиктография и идеография; описана история возникновения алфавита в разных странах мира.

  • История российских имен. Выбор имени для детей, родившихся в 90 годы XX века

    Приводятся результаты исследования, проведенного в 6-х классах. Подсчитана частота встречаемости различных имен у школьников, построены диаграммы, выявлены причины выбора имен мальчиков и девочек в 90-е годы XX века.

  • История русского языка и развитие письменности

    Цель работы — изучить основные этапы истории русского языка и доказать, что он действительно относится к славянским языкам. Для этого изучен и проанализирован культурно-исторический материал VI–XVIII вв., что позволило выявить особенности динамики языковых явлений. Сделан вывод: русский язык относится к восточной группе славянских языков; среди славянских языков русский язык – самый распространенный.

  • История слова "врач"

    В работе изучена история слова "врач", его лексическое значение. Приведен синонимический ряд. Подобраны пословицы и высказывания, в которых определяется значение этого слова.

  • История слова "каникулы"

    Вашему вниманию представляем этимологический разбор слова "каникулы" и его переход из разных языков в русский.

  • История слова "кривда"

    Жизнь человека всегда интересна, а интересна ли история слова? Однажды меня заинтересовала такая фраза: "По кривой дороге идти легче". Я задумалась: "А действительно, почему? Ведь по прямой дороге легче ходить!" В работе рассматривается история слова "кривда" в русском языке.

  • История храма Святых равноапостольных Константина и Елены

    Православный  храм святых равноапостольных Константина и Елены в п. Северный Хвалынского района Саратовской области

    Данная исследовательская работа представляет историю храма в п. Северный Хвалынского района Саратовской области. Храму 100 лет. Рождение, разрушение и восстановление. Уникальный материал с точки зрения православного краеведения и истории отечества. Основатель посёлка и храма — граф Медем в настоящее время канонизирован и причислен к лику святых. Исследовательская работа содержит фотографии.

  • К тайнам истории русского алфавита

    В работе представлен анализ изменений, произошедших в русском алфавите со времён его появления и до наших дней. Автор работы рассказывает о результатах своих поисков исчезнувших букв в современной Москве. Дано также сравнение современного алфавита и кириллицы допетровской эпохи.

  • Как "читать" человека по почерку?

    В работе рассказано о науке графологии. По литературным источникам определена степень зависимости почерка от характера человека. Исследованы почерки учителей и учеников школы. Текстовая часть работы дополнена презентацией.

  • Как ICQ влияет на речевой этикет

    Речевой этикет и ICQ

    Исследовательский проект о влиянии современных массовых средств коммуникации на развитие языка. В ходе исследования поднимаются вопросы о речевом этикете и ICQ, а также о причинах искажения и засорения языка в процессе общения через Интернет. Целью работы является привлечение внимания к проблеме сохранности русского языка и низкой речевой культуры. Результатом данной работы стала памятка для учащихся, призывающая к бережному отношению к родному языку.

  • "Как слово наше отзовется?!" (Литературная топонимика города Астрахани)

    Литературные улицы города Астрахани

    Проект вовлекает учащихся в интересную интеллектуальную деятельность — поиск улиц, носящих имена писателей и поэтов родного города. Группы учащихся подбирают информацию, иллюстрации, прокладывают карту экскурсионного маршрута по городу, составляют каталоги литературных топонимов по районам города, делают сопроводительные статьи, переводят их на английский язык.

  • Как упростить правило написания "ЦЫ" и "ЦИ"

    Школьники часто допускают ошибки в словах с орфограммой «Написание «Ы» или «И» после «Ц». Ребятам стало интересно, можно ли изменить это правило в сторону упрощения, то есть по сути предложить реформу в русском языке на эту орфограмму.

  • Какая судьба ожидает букву Ё

    Работа раскрывает историю возникновения буквы Ё в русском алфавите, исследует частотность употребления данной буквы, акцентирует внимание на проблеме вытеснения Ё из письменной речи.

  • Какие бывают сладости и откуда они к нам пришли

    В этом проекте вы сможете узнать, откуда появились те или иные сладости, о составе и особенностях их приготовления, а также об истории происхождения их названий.

  • Каков язык, таков и человек (язык нашего современника)

    В работе исследованы языковые явления в среде современных школьников. Представлены ответы на вопросы: Каким войдет в историю человек начала XXI в.? Каков нравственный облик нашего современника? Каков характер человека, живущего в большом городе? В ходе исследования авторы пришли к выводу, что сохранение языка и традиций позволит сохранить единый народ и страну. Осознали свое место в этом процессе. Работа может быть использована как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности.

  • Категория времени в философии, психологии, лингвистике и литературоведении

    В работе рассматриваются различные аспекты категории времени. Полагая, что категория времени является одной из ключевых в психологии, философии, лингвистике и литературоведении, автор анализирует особенности ее проявления в названных выше науках.

  • Качественная и количественная характеристика слов, выражающих некоторые эмоциональные состояния человека

    В работе представлены результаты изучения особенностей использования слов, которыми можно обозначить физическое насилие по отношению к другому человеку, и слова, которыми можно обозначить доброжелательное отношение к другому человеку. Исследование проводилось среди разновозрастных групп населения с. Аксарка Приуральского района и п. Филипповка Ульяновской области.

  • "КёРЛинг"- игра в ревущие камни, или Автоматизация и дифференциация звуков [Р] [Л]

    Андрей Середин: "Бодра, морозна, весела - всё лето нам будет сниться зима!"

    В феврале 2014 г. в преддверии XXII зимних олимпийских игр в Сочи в рубрике для детей "Эколошка" Волгоградского научно-популярного журнала "Здоровье и экология" была опубликована статья первоклассника гимназии № 15 г. Волгограда Середина Андрея "Игра в ревущие камни". Продолжением работы над этим интересным материалом стал просмотр соревнований по кёрлингу. Послушайте и нашу аудиозапись. Андрей выразительно читает подготовленный интересный материал и старательно произносит звуки [Р] [Л].

  • Кого как величают, так и почитают

    Имя — личный идентификатор человека. В данной работе ученица представляет результаты своего исследования, посвященного происхождению имени Екатерина, истории этого имени в ее роду и знакомству со знаменитыми тезками.

  • Кокорино и Кокорины

    В нашей деревне Кокорино живет несколько семей по фамилии Кокорины. В работе мы постарались дать толкование фамилии и связать название деревни с фамилией ее жителей.