Школьная жизнь до войны

 


 Главная Знаменитые сражения Дети войны Техника времён ВОВ Города - Герои Герои ВОВ Партизанская война
Награды     Фотографии   Об авторе Школа №56 в годы ВОВ

 

ВЕХИ ИСТОРИИ

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ДО ВОЙНЫ

Из школы-на фронт


"Школа у нас бывает одна на всю жизнь. И пусть каждый достойно пройдёт этот нужный период образования и сохранит о школе самые добрые воспоминания. К сожалению, школа, обычно оставляющая у каждого неизгладимую память детства и юности, первых раздумий о жизни и первой любви, впоследствии сохраняет нам очень мало друзей. Появляются новые друзья - по работе, профессии. Но те школьные товарищи, с которыми не теряются связи, остаются друзьями, пожалуй, навсегда". (Из письма Нестеренка Е.С., 11 февраля 1987 года.) После окончания школы поразъехались выпускники по разным городам и сёлам, но они не утратили связи друг с другом: переписывались, при первой возможности старались встречаться. У них сохранились в памяти наилучшие воспоминания о предвоенных временах. Тогда в стране недоставало одежды, обуви, бумаги. Учащиеся не мечтали о школьной форме. Носили часто то, что оставалось от старших или родителей. Учителя требовали одного - лишь бы учащиеся были одеты чисто и опрятно и дыры были заштопаны. Юноши и девушки сёл Окунёво, Прогресс, Титово, Уфимцево, Усть-Каменка, Абышево и других ежедневно отмеряли многие километры в школу и обратно или снимали жильё у чужих людей. Вспоминает Краснов В.А.: "Я поступил учиться в среднюю школу №56 в 4 класс. Окончил 7 классов в 1940 году. Жил тогда в посёлке Иваново-Родионовском. Во время учёбы в Промышленной снимал квартиру". Но, несмотря на трудности, все стремились учиться. Всё достигалось требовательностью педагогов, их настойчивостью и умением интересно давать уроки. "До войны педколлектив состоял в основном из мужчин, поэтому дисциплина была на высоком уровне, тогда не шла речь о злоупотреблении учащимися спиртным, о наркотиках. Мы представления не имели об этом зле, мало было и курильщиков". (Из письма И. Чайки, выпускника 1941 года. 18 декабря 2001 года.) В школе действовали комсомольская и пионерская организации. Старшая пионервожатая направляла их работу. Торжественно отмечались юбилейные даты комсомола и пионерии. Активные общественники, а их в школе было немало, в эти дни награждались ценными подарками. Интересно и оживлённо проводились комсомольские собрания, особенно когда обсуждались персональные дела. Регулярно выходили школьные газеты "За учёбу" и "Ёж", которые выпускали выпускники И.Чайка и В.Макагонов. Помогали им директор Заворин Л.А. и завуч Третьяков Д.В. "Газета форматом в два листа ватмана оформлялась красочно, обязательно с карикатурами на нерадивых учеников и с четверостишьями под ними, которые чаще сочинял Даниил Васильевич, он был филолог и наш главный редактор. В основном он писал и передовицы". (Из письма выпускника И. Чайки, 31 января 1986 года.). У этих стенгазет со многими критическими статьями и карикатурами, как вспоминают выпускники, по неделе было столпотворение. Газета имела большое воспитательное значение. Вспоминает Коньяков В.М.: "Отчётливо помню, что тогда выходила в школе № 56 большая прекрасная школьная стенгазета, перед которой я почему-то простаивал все перемены в тихом изумлении". (Из воспоминаний, 3 мая 1971 года.). В школе хорошо была поставлена оборонно-массовая работа. Помимо занятий под руководством военрука Куринского В.Л. с учебными, а точнее, деревянными винтовками, в школу приезжали инструкторы Осоавиахима, то есть, по- современному, ДОСААФ, которые проводили с учащимися стрельбы из боевых винтовок и ручных пулемётов. Тира в школе не было, но крутые берега реки позволяли проводить эти стрельбы в полной безопасности. Комсомольцы обязательно хотели быть всесторонне развитыми, учились и сдавали нормы на пулемётчиков. Все старшеклассники были обладателями значков "Ворошиловский стрелок" и ГТО.

В школе работали разные кружки. Один из них - ПВХО, председателем которого была Черданцева Юлия. Здесь изучали все химические отравляющие вещества, учились надевать противогазы и ходить в них. Устраивали соревнования, сдавали нормы на значок ПВХО и ГСО ("противохимическая оборона" и "готов к санитарной обороне"; руководитель - школьный врач). В школе были оборудованы спортплощадки, где проводились соревнования. Учащиеся участвовали в соревнованиях с другими школами, выезжали в Тогучин, Инскую и всегда выигрывали. Для любителей фотодела действовал фотокружок, была отведена небольшая комната под фотолабораторию. "Мы, комсомольцы, везде успевали, занимались почти во всех кружках. Интересно было везде. В учебные дни занимались в драматическом, хоровом, музыкальном, физкультурном и в фотокружках, а по выходным - в танцевальном". (Из воспоминаний Черданцевой Ю.С., выпускницы 1941 года). Большое значение придавалось трудовому воспитанию. Ребят учили слесарному и столярному делу. Часто помогали колхозу в уборке картофеля. Учителя всегда были рядом с учащимися. Они своим участием в мероприятиях подавали пример. В те годы в школе действовал учительский драмкружок. Силами учителей были поставлены спектакли по пьесе Островского "Гроза" и пьесе Н. Гоголя "Ревизор". Интересно и увлекательно проводили дети и взрослые своё свободное время. По субботам в спортзале смотрели кинофильмы, на больших переменах разучивали в спортзале под баян танцы, а играли на баяне Макагонов В. и Чайка И. Весело проходили школьные вечера, новогодние представления у ёлки. Шили себе маскарадные костюмы. Во время встречи нового, 1941-го, года в школьный зал въехали на санях, запряжённых Медведем, Дед Мороз со Снегурочкой и Зайчик с новогодними подарками. А Дедом Морозом был Марасанов Р.И., учитель физики. Школа давала учащимся знания, проводила нравственное воспитание и готовила к защите Отечества. "У меня сохранились в памяти самые наилучшие воспоминания о тех временах, и хотелось бы, чтобы нынешнее поколение учащихся сохраняло и приумножало добрые старые традиции". (Из письма И. Чайка, выпускника 1941 года, 31 января 1986 года). Современные поколения должны знать, помнить и гордиться историей своей школы.

В далёкое прошлое ушли детские годы, стёрлись в памяти многие события и позабылись многие люди, которые встречались на пути. Но всегда помнят своего школьного учителя его ученики.

Наши милые учителя!

Вы учили нас мыслить и рассуждать,

Понимать назначение своё на Земле.

Учили трудности преодолевать.

(Из поэмы "Школьная жизнь").