Урок 3
Чтобы было проще работать, воспользуемся в третьем уроке теми же самыми изображениями, что и во втором.
Инструмент "Маска"
предназначен для создания масок - выделенных областей (ограничивающих или исключающих) изображения или эффекта для последующей работы именно с выделением. Проще говоря, маска - это часть изображения произвольной формы.
Чтобы создать маску, кликните по инструменту "Перо" (Pen tool) или "Прямоугольная | скруглённая | эллиптическая | многоугольная | звёздочная маска" на панели сверху или по инструменту

и нарисуйте линию ПРИ ВЫДЕЛЕННОМ СЛОЕ, который следует ограничить. Если вы просто нарисуете "пером" или "прямоугольником" по изображению, то у вас появится простая траектория или многоугольник, а не маска.

Обязательно перед созданием маски кликните по слою, маску которого мы создаём. При рисовании маски прямоугольником протяните мышкой диагональ прмоугольника. При рисовании пером при каждом клике мышкой создаётся угол многоугольника, которым будет ограничена маска. Если нужно создать маску, которая прилегает за край (например, отсекает только часть прямоугольного изображения, а нижний край оставляет полным), то смело ставьте точки за пределами изображения.

Чтобы завершить создание маски, кликните после рисования дорожки по первой точке. Многоугольник замкнётся. Следует помнить, что маска - вещь замкнутая. У нас получилось, что слой, под которым ничего нет, обрезан до определённой формы, а остаток прямоугольника слоя пуст (прозрачность его равна нулю). Чтобы увидеть, что область пуста, нажмите на кнопку "Сетка прозрачности" (Toggle Transparency Grid)
под окном композиции.

На панели слоёв развернём параметры маски и рассмотрим их по отдельности:

Как сделать плавную линию контура маски.
При выделенном инструменте "перо" поставим точку кликом. Следующую точку поставим, но нажмём и не отпустим, а потащим в сторону. Получится, что мы будем "вытягивать" нужное направление и радиус кривизны линии. Кривая строится по принципу Безье.


Поставим сколько угодно точек (вернее, сколько надо) по контуру маски. Если мы не хотим закругления, то просто кликнем при создании новой точки, но не будем перетаскивать в сторону. Если кривая построена, линия в точке скруглена, а перечерчивать заново не хочется, то можно воспользоваться инструментом "преобразование вершины" (Convert Vertex).
Инструмент "Маска"

Чтобы создать маску, кликните по инструменту "Перо" (Pen tool) или "Прямоугольная | скруглённая | эллиптическая | многоугольная | звёздочная маска" на панели сверху или по инструменту

и нарисуйте линию ПРИ ВЫДЕЛЕННОМ СЛОЕ, который следует ограничить. Если вы просто нарисуете "пером" или "прямоугольником" по изображению, то у вас появится простая траектория или многоугольник, а не маска.

Обязательно перед созданием маски кликните по слою, маску которого мы создаём. При рисовании маски прямоугольником протяните мышкой диагональ прмоугольника. При рисовании пером при каждом клике мышкой создаётся угол многоугольника, которым будет ограничена маска. Если нужно создать маску, которая прилегает за край (например, отсекает только часть прямоугольного изображения, а нижний край оставляет полным), то смело ставьте точки за пределами изображения.

Чтобы завершить создание маски, кликните после рисования дорожки по первой точке. Многоугольник замкнётся. Следует помнить, что маска - вещь замкнутая. У нас получилось, что слой, под которым ничего нет, обрезан до определённой формы, а остаток прямоугольника слоя пуст (прозрачность его равна нулю). Чтобы увидеть, что область пуста, нажмите на кнопку "Сетка прозрачности" (Toggle Transparency Grid)


На панели слоёв развернём параметры маски и рассмотрим их по отдельности:

- Путь (Path). Это линия, которой ограничена маска. Этот параметр меняется очень редко, кроме тех случаев, когда необходимо создать фигуру минимальной площади, в котором содержится данная маска. Чаще этот параметр кифреймится (о том, что такое кифрейм, см. ниже).
- Размытие (Feather). Это то, насколько плавен край маски, причём плавность достигается не путём сглаживания линии, а создания многоуровневой прозрачности. Чем больше значение, тем длиннее переход до 100% непрозрачности до 0%. Размытие может меняться независимо по горизонтали и вертикали (для этого надо снять привязку параметров нажатием кнопки-цепи
).
Как меняется край контура при значениях размытия соответственно 0, 3, 8, 15, 50, 250:
При этом углы остаются углами. - Непрозрачность (Opacity). Здесь затруднений не возникнет. При изменении непрозрачности маски непрозрачность слоя остаётся неизменной. Например, если на слое "висят" две маски, то их непрозрачности будут различаться по-своему, а непрозрачность слоя - по-своему.
Как меняется вид слоя при изменении непрозрачности (соответственно 100%, 75%, 20%).
- Расширение (Expansion). Этот параметр может быть как положительным (край маски отодвигается от условного центра), так и отрицательным ("окно" маски становится уже). Точного масштабирования не происходит, поскольку линия отодвигается, а изгибы обостряются (при отрицательных значениях), или притупляются (при расширении и отодвигании края фигура стремится к кругу).
Изображение с нулевым расширением маски и ±7 и ±25.
- Режим наложения. В After Effects можно наложить не одну, а несколько масок на один и тот же слой. Нарисуем ещё несколько масок. Причём даже если мы не видим, где рисуем, то можно наугад поставить точки маски, а потом при помощи инструмента выделение (чёрная стрелка) подогнать их по нужной форме. И у каждой маски будет свой собственный тип наложения. Нарисуем несколько масок (пускай они даже перекроют друг друга) и попрактикуемся с режимами наложения.
По умолчанию режим слоя ставится как "добавить" (Add), который формирует видимую часть изображения из ограниченной контуром части плоскости. Галочка "наоборот" (Inverted) нужна, чтобы изменять действие наоборот. Отметив её, мы убедимся, что при ней оставляется всё, кроме внутренней области маски.
Режим "нет" (None) - отсутствие режима - просто отключает маску, но не удаляет. Если нам временно не нужна маска, а удалять не хочется, то ставим этот режим.
Режим "извлечение" (Subtract) ставится тогда, когда надо не показывать часть маски. То есть остаётся всё изображение (или маски "добавить"), а имеющиеся "извлечения" убираются из изображения.
Режимы "пересечения", "светлее", "темнее" и "разница" (Intersect, Lighter, Darker, Difference) используются редко. При "пересечении" оставляется та часть, которая принадлежит больее чем одной маске. "Светлее" и "темнее" отличаются только тогда, когда перекрывающие друг друга (!) маски имеют разную непрозрачность. В режиме "добавить" их непрозрачности суммируются. А в режиме "светлее" оставляется наибольшая непрозрачность, в режиме "темнее" оставляется область с наибольшей яркостью. "Разница" - самый запутанный режим. Используется крайне редко. Когда есть две маски, их которых одна имеет неполную непрозрачность, то при наложении перекрывающей маски непрозрачность общего их фрагмента становится равной 100% - исходная непрозрачность. Согласитесь, скучно.
Для наглядности покажем эти режимы. Смотрим: меняется режим треугольной (третьей) маски, которая волею судеб имеет общую область с первой маской. Первой маске на 2-м, 3-м и 4-м изображениях присвоена непрозрачость 25%, второй - 70%.
Как сделать плавную линию контура маски.
При выделенном инструменте "перо" поставим точку кликом. Следующую точку поставим, но нажмём и не отпустим, а потащим в сторону. Получится, что мы будем "вытягивать" нужное направление и радиус кривизны линии. Кривая строится по принципу Безье.






Поставим сколько угодно точек (вернее, сколько надо) по контуру маски. Если мы не хотим закругления, то просто кликнем при создании новой точки, но не будем перетаскивать в сторону. Если кривая построена, линия в точке скруглена, а перечерчивать заново не хочется, то можно воспользоваться инструментом "преобразование вершины" (Convert Vertex).
